Тимофей Андрющенко

Как преодолеть дорожную агрессию и чрезмерную аккуратность

Лихачи и тихоходы — кошмар для любого нормального водителя. Однако слишком быстрые и слишком медленные люди за рулем — это не пришельцы из космоса. Зачастую это мы сами. «На дорогах в России очень много самонадеянных водителей, которые считают, что они либо их автомобиль могут справиться с любой ситуацией, — рассказывает вице-чемпион России по ралли в категории R1 Тимофей Андрющенко. — Между тем автомобиль — это оружие массового уничтожения. Пуля убьет одного человека. Машиной можно убить множество людей за один раз. Прежде чем садиться за руль, нужно понять, какую ответственность ты на себя берешь. Именно это понимание характеризует зрелого человека».

Андрющенко знает, о чем говорит. Несколько лет назад Тимофей на себе испытал пьянящее чувство превосходства, которое накрывает начинающего водителя на мощной машине. «За три первых года за рулем, когда мне было от восемнадцати до двадцати лет, я угодил в три достаточно серьезных аварии, — объясняет Андрющенко. — Мне все вокруг мешали. Я старался ездить быстро — сейчас я понимаю, что мне просто хотелось какой-то самореализации. Скажу честно: я вел себя глупо. В возрасте двадцати лет я начал заниматься настоящим автоспортом. Только после этого я понял, насколько опасным может быть автомобиль».

Настоящий автоспорт — это ледовые гонки на специально подготовленном закрытом автодроме, а также классическое ралли. Ралли проводятся на перекрытых проселочных дорогах: зачастую на гравии можно честно выяснить, кто лучше всех управляет автомобилем. «В ралли каждый поворот — экспромт. Заученной трассы нет, — говорит Андрющенко. — К сожалению, среди молодежи больше известен фильм „Форсаж“. В результате под налетом мнимой крутизны возникают не совсем легальные соревнования, которые отдельные люди почему-то называют автоспортом».

Настоящие гонщики ведут себя на обычной дороге предельно спокойно и аккуратно — в этом сошлись все профессиональные пилоты, которые принимали участие в съемках спецпроекта Mitsubishi c РБК. «Человек, который уверенно чувствует себя за рулем и ездит на уровне выше среднего, никогда не будет лихачить, — уверен тренер по экстремальному вождению и выпускник школы контраварийной езды ГИБДД Сергей Заонегин. — По-настоящему умелый водитель будет ехать тихо и спокойно, его не будет заметно на дороге. Он будет делать всё, чтобы было безопасно и ему, и другим. Если будет необходимо, он начнет решать проблемы других водителей: может, снизит скорость или поможет кому-то правильно перестроиться».

Самый действенный способ побороть агрессию в себе — заняться настоящим автоспортом. «Чем опытнее пилот, тем меньше он нервничает и тем ровнее у него пульс. А снаружи всё равно кажется, что гонщик едет не просто быстро, а отчаянно», — заключает Андрющенко.

Осторожное вождение — другая крайность, в которую порой впадают водители. Таким людям нипочем полный привод, антипробуксовочная система и прочие системы помощи водителю: неуверенные водители всё равно будут пропускать всех подряд и ехать на низкой скорости. «Излишне аккуратные люди за рулем зачастую представляют даже большую опасность, чем агрессивные водители. Пробки и большое число аварий происходят в том числе из-за „перестраховщиков“ — тех, кому не хватает базовых навыков. Это часто встречается среди тех, кто ездит нерегулярно», — рассказывает Андрющенко.

«Было бы здорово сделать сезонное посещение контраварийных школ правилом хорошего тона, — считает гонщик. — Решил выехать весной после зимнего перерыва — посети три урока в школе контраварийной подготовки. Это вернет навыки, восстановит определенные алгоритмы в голове, заставит руки и ноги правильно работать. В мире нет автомобиля, который спрячет нехватку навыков водителя. При этом некоторые люди на полном серьезе считают, что современные системы помощи водителю делают автомобиль всемогущим, и перестают следить за тем, как они ведут машину. Это искаженное восприятие. Водитель всегда остается главной фигурой в автомобиле. Принятие всех решений и прогнозирование дорожной ситуации всегда остается за человеком».

Так что же выбрать ответственному водителю, который присматривается к новой машине? Универсальный рецепт от вице-чемпиона России по ралли звучит так: «Посчитайте, сколько денег вы можете себе позволить потратить на автомобиль, а потом купите машину чуть дешевле этой суммы. Сэкономленные на такой покупке деньги я рекомендую вложить в собственное обучение как водителя».