«Ключевое умение при езде по лесу — не дергаться. Сохранять спокойствие и двигаться аккуратно на ровной передаче. Понимать, что у вас под колесами», — так говорит тренер по экстремальному вождению и призер Кубка России по трофи-рейдам, то есть гонкам по бездорожью, Сергей Заонегин. Спортсмен проехал по лесной дороге на новом Mitsubishi Outlander и наглядно объяснил, в чем заключается самая распространенная ошибка российских водителей при езде в сложных условиях.
«Многие водители ни разу не выезжали в лес. Поэтому они в действительности не представляют, как там ехать, — констатирует Заонегин. — Если взять среднестатистического водителя паркетника и спросить у него, как проехать участок глубокой грязи, он ответит: „Внатяг“. Такие заблуждения часто обусловлены предыдущим опытом управления автомобилем, например, человек помнит, что зимой, чтобы не перебуксовать, надо ехать внатяг. И человек продолжает так ездить, хотя на современных внедорожниках электроника работает по-другому».
В интерактивном видео Заонегин показал, как на самом деле нужно выбираться из сложных лесных условий, а после завершения заезда вообще заявил, что лучшим вариантом было бы не заезжать в лес вовсе. «Прежде чем куда-то залезть, нужно осмотреть участок и понять, сможешь ли ты оттуда выехать. Есть покрытия, на которые лучше не выезжать на моноприводном автомобиле, — считает Заонегин. — Если же вам все-таки нужно в лес, то перед этим желательно стравить давление в шинах с привычных 2,2 атмосферы до одной. Это обеспечит покрышкам большее пятно контакта с дорогой и лучшую проходимость».
Вторая рекомендация — ехать медленно. В непредсказуемых условиях русского леса лучше быть готовым ко всему. «Как-то раз я ехал ночью по лесной дороге, — рассказывает Заонегин. — Окошко было приоткрыто. Я услышал, что в лесу происходит что-то необычное — ничего конкретного, просто некие странные звуки. Тогда я поднял ногу с педали газа — и буквально через несколько секунд прямо передо мной выскочил лось. Если бы я не начал замедляться, могло бы произойти столкновение. Всё произошло на инстинктах: даже когда ты едешь и слушаешь музыку, нужно слышать не только её, но и то, что происходит за пределами автомобиля».
Еще одна примета российских дорог вообще и лесных путей в частности — быстро меняющиеся условия. «Большую часть аварийных ситуаций я избежал не благодаря мгновенной реакции, а благодаря тому, что заранее предугадывал, как поведет себя другой водитель и каким окажется дорожное полотно. Умение смотреть наперед дает больше всего информации, — рассказывает вице-чемпион России по ралли в классе R1 Тимофей Андрющенко. — Бывает, что на дороге гололед, с которым справляются реагенты, но вот ты заезжаешь на какую-нибудь эстакаду, где промерзшие бетонные плиты обеспечивают совсем другой уровень сцепления с дорогой. И когда ты начинаешь тормозить, то понимаешь, что автомобиль ведет себя непривычно. Всё дело в том, что при торможении нужно использовать бордюр или кромку дороги с проталинами возле обочины, где есть более рыхлый слой с лучшим контактом. Когда под колесами машины разные покрытия —
лед-асфальт „пятаками“ или, к примеру, песок-гравий, — автомобиль дестабилизируется. Для стабилизации машины нужен определенный навык».
Некоторым навыкам учат в специализированных школах для полицейских. Сергей Заонегин побывал в такой школе и прошел там полный курс, чтобы понять, чему обучают сотрудников Дорожно-патрульной службы. «Там учат тому же, чему в школах водительского мастерства, но с учетом полицейской специфики. Тренируют езду в парах и в колоннах. Идет более плотная габаритная подготовка и отработка движения на скорости, — рассказывает Заонегин. — Как-то раз я попробовал выполнить скоростное упражнение со своими учениками. У меня была группа из двухсот человек, которым я поручил проехать „змейку“ задним ходом на предельно возможной скорости — до скрипа шин. Из двух сотен справились пятеро».
В Объединенных Арабских Эмиратах на должности водителей машин экстренных служб существует конкурс: получить такую работу можно только после того, как претендент покажет виртуозные навыки управления автомобилем. В России такой системы нет. Всё, что нам остается, — научиться лучше ездить самостоятельно.