Павел Аполлонов

Как ехать по песку

«Песок — это покрытие, на котором легко ошибиться. На нем элементарно переоценить свои возможности», — так считает инженер-конструктор спортивной мастерской по подготовке автомобилей к экстремальным условиям, чемпион Москвы по автомногоборью Павел Аполлонов. На его счету — десятки соревнований и сотни учеников, с которыми он занимается в школе экстремального вождения «Экстрим Драйв». А еще — тысячи километров, пройденные по самым разным покрытиям, включая снег, болото и, конечно, песок. Специально для спецпроекта РБК гонщик и инструктор загнал на песок внедорожник Mitsubishi Outlander.

«На песке очень важен крутящий момент, — рассказывает Аполлонов. — Маломощная машина может просто не выехать. Она будет упираться, напрягаться изо всех сил, но не ехать. А с механической коробкой передач ты можешь глохнуть даже при аккуратном старте».

Впрочем, начинать нужно не с этого. Все приключения в песке стартуют там, где человек решается на штурм барханов. «Главное — подумать, надо ли тебе заезжать в песок, — предупреждает Аполлонов. — Я не раз наблюдал ситуации, когда люди вплотную подъезжали к пляжу. То есть машина съехала буквально пару метров вниз на песок — и всё, уже приехали. Я не знаю, зачем это делать и рисковать застрять».

Если же вы твердо решили, что без песка не обойтись, — готовьтесь. Для начала придется вооружиться мощным полноприводным автомобилем. «Однозначно полноприводный автомобиль дает больше свободы перемещения. Уровень подготовки водителя, конечно, играет свою роль, но есть какие-то моменты, которые сложно прогнозировать, — объясняет инженер и инструктор. — Поверхностный слой песка не всегда дает понятие о том, что под ним находится. На моноприводной машине можно просто провалиться и основательно застрять».

Дальше идет планирование маршрута. «Главное — построить себе маршрут с минимумом крутых поворотов, чтобы избежать резких изменений скорости», — говорит Аполлонов. «По песку стараются ездить более прямо, с определенной стабильной скоростью. Ехать медленно нельзя, иначе машина остановится и забуксует. Поэтому нужно максимально использовать инерцию», — поддержал коллегу Антон Захаров, постоянный участник Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) и основатель «Гоночной академии Антона Захарова».

Только после детального планирования поездки передние колеса могут коснуться песка. Впрочем, самое сложное впереди: на рыхлом грунте колеса то и дело норовят забуксовать, что приводит к моментальной остановке и зарыванию в песок. «Если мы возьмем моноприводный автомобиль, то одно колесо может прокручиваться. То есть одно колесо стоит, другое прокручивается — а тебе надо ехать, — описывает механику процесса Аполлонов. — Можно было бы всё это механически заблокировать и заставить дифференциал крутить два колеса. А можно затормозить прокручивающееся колесо и тем самым перебросить тягу на стоящее».

Хорошо знакомый автомобилистам дифференциал — не единственный способ побороть пробуксовки. В современных внедорожниках, таких как Mitsubishi Outlander, установлены комплексные устройства, которые объединяют систему контроля тяги, АБС и более новые разработки автомобильных инженеров. «Система позволяет регулировать курсовую устойчивость автомобиля, тягу на колесах и другие параметры. Основная задача электронных систем — не допускать пробуксовки колес, — рассказывает Аполлонов. — Система Mitsubishi работает достаточно корректно. Есть электронная имитация блокировок колесных дифференциалов. Чаще всего антипробуксовочная система просто снижает мощность двигателя. А вот умно распределить тягу между колесами, то есть дать свободу тем, которые могут крутиться, и „придушить“ те, которые прокручиваются, может не каждый. В этом компоненте Outlander показал себя хорошо».

Всё остальное — на совести водителя и подвески. Особенно безжалостные владельцы внедорожников не просто загоняют их на песок, но даже участвуют в соревнованиях — ралли- и трофи-рейдах. «Для большинства участников гонки — это интересный способ задорого сломать свою машину, — предупреждает Аполлонов. — Участвовать в гонках на обычной машине просто жалко: убить подвеску может буквально пара кочек или трамплинов. Главное — помнить: нельзя ехать быстрее, чем может твой автомобиль».