Как бы ни был подготовлен водитель, как бы хорошо он ни чувствовал машину, есть одна опасность, которой не избежать никому. Имя ей — неожиданности. Будь это энергичный волк, который выпрыгнул на дорогу, заснувший водитель на встречке или град размером с яйцо, новые обстоятельства легко ставят в тупик даже умелого водителя с современной машиной.
Профессиональный тренер, участник Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) и инструктор по водительскому мастерству Антон Захаров считает, что для преодоления нештатных ситуаций важно никогда не останавливаться в своем развитии. «Есть различные школы, которые позволяют подтянуть свои навыки, — объясняет тренер. — Это не нудный процесс, это интересно. Когда ты по-настоящему управляешь автомобилем и контролируешь ситуацию, вождение доставляет удовольствие. Нет смысла отказывать себе в таком удовольствии».
«Опасность возникает только тогда, когда водитель не знает, что делать, так как раньше не встречался с подобной ситуацией. Всё остальное решаемо, — утверждает чемпион Москвы по автомногоборью Павел Аполлонов. — Сначала необходимо накатать определенный автоматизм и получить навыки решения каких-то базовых ситуаций. Нужно как можно меньше отвлекаться на сам процесс управления, довести его до автоматизма. Чем больше автоматизма, тем больший процент внимания остается на контроль всего остального».
«Я предлагаю заниматься этим на пустыре или в еще каком-то безопасном месте, — продолжает Аполлонов. — Там можно спокойно проверить, как ведет себя твой автомобиль за пределами тех режимов, в которых ты обычно его используешь. Я даже не говорю о больших скоростях: где-то можно порезче повернуть, выполнить какой-то маневр, экстренно затормозить. Чтобы четко понимать, до какой степени ты контролируешь автомобиль и когда именно он тебя перестает слушаться. Я регулярно встречаюсь с тем, что человек может ездить долго, его стаж может быть больше, чем мой возраст, но когда возникает нештатная ситуация, водитель начинает делать то, что он привык делать. Если это не помогает, то на какое-то мгновение он впадает в ступор. В реальной жизни такое мгновение может оказаться последним».
Бороться со ступором вряд ли получится у начинающих водителей, убеждены эксперты. «Автошкола не имеет задачи научить человека хорошо водить, — констатирует Антон Захаров. — Какая бы программа обучения ни была, человек не может обучаться в автошколе год или два — несколько месяцев максимум. Дальше он сдает простейшие экзамены и выходит на дорогу, фактически не понимая, куда попал. Водитель формируется в течение первых трех лет самостоятельного стажа».
Специально для спецпроекта РБК Антон Захаров опробовал внедорожник Mitsubishi Outlander. После этого эксперт рассказал, что наработку автоматизма способны замедлить частые смены автомобиля. «Если начинающий водитель часто меняет автомобили, то это увеличивает риск аварии, так как к автомобилю надо привыкать. Должно возникнуть чувство машины», — предупреждает Захаров.
Впрочем, главная угроза даже не смена машины, а недостаточно серьезное отношение к процессу управления, указывает инструктор. «По сравнению с типичным водителем 15-летней давности уровень водителя современного в среднем на 50% ниже, — считает Захаров. — Тенденция печальная: уровень новых водителей я бы оценил как очень низкий. Это связано с тем, что происходит вокруг автомобилестроения. Сейчас нам рассказывают, что автомобили становятся всё более безопасными и автоматическими. Но машины не могут стать абсолютно безопасными. Те, кто верят слухам, начинают более расслабленно относиться к управлению автомобилем и своим навыкам. Они недооценивают технический фактор».
Ключевой совет в такой ситуации — готовиться к худшему. «Человек всегда должен исходить из негативного сценария развития событий. Это всегда дает безопасность и обеспечивает безаварийное движение, — говорит Антон Захаров. — Был пример, когда мой гоночный опыт помог мне избежать опасной ситуации. Мне пришлось на узкой дороге разъезжаться с грузовиком, водитель которого заснул. Он выезжал на встречную полосу и оставил мне половинку моей обочины. Если бы я не знал, что можно управлять автомобилем определенным образом, то, наверное, убился бы. Там был неглубокий кювет. Пришлось поставить автомобиль боком, опустить заднюю часть машины в кювет, а на дороге оставить только передние колеса. Так и проехал — разошелся».